Центр современной музыки (ЦСМ) — первый в России институт, созданный для поддержки, продвижения и изучения современной академической музыки. Центр сотрудничает с ведущими зарубежными коллективами и самыми известными современными композиторами. Образованный в 1993 году в Московской консерватории, он объединил музыкантов всех специальностей — исполнителей, композиторов, музыковедов, — чьи творческие интересы связаны с современной академической музыкой.
Главная задача Центра — формирование в России музыкального контекста, необходимого для развития искусства, которое в мировых художественных кругах называют “актуальным”. С 2001 года ЦСМ является членом Международного общества современной музыки (ISCM, www.iscm.org), поддерживая тесную “двустороннюю” связь со всеми музыкальными столицами мира.
В России ЦСМ проводит концерты-панорамы «классики» музыкального авангарда и представляет важнейшие сочинения последнего десятилетия — музыку, находящуюся на самом острие современности. Многие партитуры молодых композиторов написаны специально для проектов Центра. Благодаря деятельности ЦСМ сочинения молодых российских композиторов исполняются на самых престижных международных форумах современной музыки, а их авторы получают заказы на новые сочинения от зарубежных организаций.
Масштабным полем деятельности ЦСМ являются образовательные проекты. Это лекции и семинары по истории современной музыки и новейшим исполнительским техникам; конференции и круглые столы по актуальным вопросам современного искусства; не имеющая аналогов в России библиотека современных партитур; конкурсы молодых композиторов. Особое внимание уделяется восполнению «белых пятен» в истории раннего русского авангарда, поскольку музыка 1910-20-х годов — не «хорошо забытое старое», а до сих пор не открытое явление, актуальность которого именно в сегодняшнем мире не вызывает сомнений.
Уникальная роль Центра связана с его статусом научно-творческого подразделения Московской консерватории. Он является одновременно и государственной институцией, встроенной в систему академического музыкального образования, и мобильной экспериментальной платформой для новых, смелых творческих высказываний. Стремясь осмыслить и понять музыкальное “сегодня”, он первым формирует повестку актуального музыкального “завтра”.