Международная научная конференция "Четыре времени Дьёрдя Лигети" (к 100-летию со дня рождения композитора)

2023 год ― год столетия со дня рождения одного из самых блестящих творцов Новой музыки ― композитора Дьёрдя Лигети. Его интеллектуализм, чувство современности, юмор и совершенное владение композиторским мастерством до сих пор поражают воображение как профессионалов, так и любителей музыки. Блестящий мастер письма и звуковой изобретательности, Лигети непрерывно обновлял музыкальный язык, что отразилось в том, как он сам графически представлял свое творчество.

Четыре рисунка композитора можно рассматривать как четыре сезона его личного творчества, отразивших основные особенности его стиля.

Предполагаемая конференция будет посвящена всем сторонам неисчерпаемо многогранной личности Лигети ― его композиторскому творчеству, его музыкально-аналитической деятельности, его педагогическим достижениям.

Расписание конференции

Открытие конференции
Ведущая ― проф. М. С. Высоцкая
Константин Владимирович Зенкин
Доктор искусствоведения, проректор по научной работе, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Приветственное слово участникам конференции

11:00
Татьяна Владимировна Цареградская

Доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания, начальник Отдела международных связей и творческих проектов Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор кафедры современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Лигети и Хофштадтер

11:30
Федерико Фавали (Federico Favali)

Композитор, музыковед (Италия)
За облаками: о некотором подобии идей Карла Поппера и музыки Дьёрдя Лигети (онлайн)

12:00
Анна Амраховна Амрахова

Доктор искусствоведения, заведующая Научно-аналитическим отделом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, доцент кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Проблема валентности в эстетике и поэтике Д. Лигети

12:30
Юлия Николаевна Пантелеева

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки, руководитель Научно-творческого центра современной музыки РАМ имени Гнесиных
О композиторской терминолексике Д. Лигети

13:00
Ольга Сергеевна Алюшина

Кандидат искусствоведения, заведующая учебной частью деканата по работе с иностранными учащимися, заместитель декана, преподаватель кафедры композиции Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Два русла одной реки: Дьёрдь Лигети и Дьёрдь Куртаг (о двух концепциях авторского стиля в контексте национального и общеевропейского)

13.30
Марина Росси (Marina Rossi)

PhD Candidate in Musicology, Университет Тренто (Università degli Studi di Trento, Италия)
Томление, страсть и игра. Ранние композиции Лигети для женского хора (онлайн)

14:00
Анна Геннадьевна Солодовникова

Научный сотрудник Государственного института искусствознания
«Венгерские этюды» Дьёрдя Лигети: возврат к прошлому или эксперимент?

14:30 – 15:00 ― перерыв

15:00
Марианна Сергеевна Высоцкая

Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Ошибочный путь» Дьёрдя Лигети

15:30
Юлия Сергеевна Векслер

Доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Дьёрдь Лигети и дадаизм

16:00
Елена Сергеевна Андреева

Кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории музыки
Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Danse Macabre в духе «Eroica»: метаморфозы бетховенской темы в опере Лигети «Великий Мертвиарх»

16:30
Юлия Вольфовна Крейнина

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыковедения Иерусалимского университета (The Hebrew University of Jerusalem, Израиль)
«Зафиксировать процесс»: от мобилей Колдера к мобилям Лигети и Лютославского (онлайн)

17:00
Екатерина Гурьевна Окунева

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции
Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова
Кластерная техника – техника поля – микрополифония: композиторские новации Д. Лигети в зарубежном теоретическом осмыслении (на примере исследования Э. Салменхаары) (онлайн)

17:30
Ирина Владимировна Копосова

Кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории имени. А. К. Глазунова
Техника мелодико-полифонического кластера Пера Хенрика Нурдгрена: в диалоге с Лигети (онлайн)

18:00
Людмила Викторовна Лейпсон

Кандидат искусствоведения, руководитель секции по музыкальному анализу для педагогов-эвритмистов, преподаватель Свободной Вальдорфской школы г. Фленсбурга (Freie Waldorfschule Flensburg, Германия)
Лигети – «отец микротональности»? (онлайн)

Вход по регистрации

_______

Основные направления конференции:

структурные основы сочинений, техника композиции Лигети;
Лигети–музыковед;
музыкальный театр Лигети;
оркестр Лигети;
интертекстуальные тенденции в творчестве Лигети;
Лигети–педагог;
Лигети и музыка 1970-х‒1980-х годов.
Конференция будет проходить в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (Москва, Б. Никитская 13/6). Планируется смешанный вариант проведения конференции, совмещающий очный и онлайн форматы.

Регламент выступления: 20 минут, обсуждение доклада 10 минут.

Участие в конференции бесплатное, организационный сбор с участников не взимается. Командировочные расходы и проживание не оплачиваются. Персональное приглашение на конференцию высылается по запросу.

Заявки на участие в конференции принимаются до 15 марта 2023 года по адресу info@ccmm.ru по следующей форме:

ФИО (полностью)
Учёная степень (при наличии)
Учёное звание (при наличии)
Место работы или учебы (полностью, с аббревиатурами, по образцу: ФГБОУ ВО "Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского")
Должность
Тема доклада (на русском или английском языках)
Ключевые слова (на русском или английском языках, от 5 до 7 слов)
Тезисы (на русском или английском языках, 250-300 слов в каждом случае)
Форма участия (очное или онлайн)
Необходимое техническое оборудование для доклада