Классическое искусство по определению лишено недосказанностей. Тем более, если речь идет о Гайдне — патриархе классического стиля. И тем сложнее нам сейчас, двести лет спустя, создать «музыкальное приношение» Гайдну из XXI века. Ведь область современной «рекомпозиции», искусства Nebenstueck — это почти всегда домысленный черновик, маргиналии на полях рукописей великих, герменевтика темных мест, оставленных гениями прошлого. Здесь работа с наследием Моцарта или Бетховена, учеников и современников Гайдна, продолжателями его стиля, кажется куда более благодатной. Но это только на первый взгляд.
Мир Гайдна необозримо велик. Композитор творил его день за днем своей долгой жизни, и каждый из этих дней был полон радости сотворения нового музыкального универсума. Гайдну было суждено превратить свою жизнь в перманентное, каждодневное утверждение нового стиля, в котором он выступил в качестве отца-законодателя и полновластного хозяина.
Композиторам нынешнего дня никогда не передастся та легкая, почти детская радость открытия новых горизонтов, которая сквозит едва ли не в каждом, часто полузабытом гайдновском сочинении. Эта радость и легкость, с которой Гайдн открывает новые законы музыкальной формы и гармонии, тут же нарушая их с тем, чтобы проверить на прочность, навсегда ушла в прошлое. Но мы можем проникнуться духом гайдновской игры, которую он регулярно затевал со своими слушателями в «Прощальной» и Шестидесятой симфонии, стоящих у истоков современного инструментального театра, «Детской симфонии», и даже в зрелых вещах, как в симфонии «Сюрприз».
Эта игра — одна из важнейших составляющих огромного мира Гайдна. Она проверяет на прочность только что созданное и провоцирует тех, кто вовлечен в нее, на создание нового.
Цикл из трех концертов, которые организованы Центром современной музыки при МГК совместно с Австрийским культурным фондом, так и озаглавлен: «Йозеф Гайдн. Игра в классики». Он представляет собой логическое продолжение совместного проекта «Игры с Моцартом», прошедшего в 2006 году. Основным отличием этого цикла будет упор на творчество молодых композиторов России и Австрии, которые напишут свои музыкальные приношения Гайдну специально для этого проекта. Помимо музыки молодых композиторов, а также редко исполняемых сочинений самого Гайдна, в концертах прозвучат сочинения Мориса Равеля и Клода Дебюсси, посвященные Гайдну. В программе предусмотрены также и лекции о современной австрийской музыке, которые прочтут композиторы Роланд Фрайзитцер и Юлия Пургина.
Программы концертов
Концерт 1:
12 сентября 2009, Рахманиновский зал Московской консерватории
Йозеф Гайдн Симфония 101 «Часы», II ч. (Andante)
Сальваторе Шаррино Часы Бергсона для флейты соло
Томас Хайниш Une petit musique concertant pour Monsieur Haydn (МП)
Норберт Штерк Ae fareweel, alas! (Notturno Estinguendo) (МП)
Вероника Затула …Est, non… (МП)
Георгий Дорохов Tempora mutantur, et nos mutamur in illis (МП)
Божидар Спасов Невидимые встречи (РП)
Концерт 2:
18 ноября 2009, Рахманиновский зал Московской консерватории
Йозеф Гайдн Дивертисмент
Анна Ромашкова Recalculating (2009, МП)
Томас Валли …und sonnige nebelblicke umwehten nasse winterrosen… (2009, МП)
Алексей Наджаров Envision (2009, МП)
Алексей Сысоев Mit dem Paukenwirbel (2009, МП)
Клод Дебюсси Hommage a Haydn для фортепиано
Морис Равель Менуэт на имя Гайдна для фортепиано
Эрланд М. Фройдентхалер LinZonate (RP)
Альфред Пешек Duale (RP)
Балдуин Зульцер String trio (WP)
Тиль Александр Кёрбер Mikroskopische Reflexionen über die dunkle Nacht der Sinne (RP)
Другие исполнители: Катарина Хётценекер (скрипка) и Тиль Александр Кёрбер (фортепиано) (Австрия)
Концерт 3:
17 декабря 2009, Рахманиновский зал Московской консерватории
Йозеф Гайдн Симфония № 47, ч.III (Al Roverso)
Ханнес Хехер новое сочинение (2009, МП)
Роланд Фрайзитцер "Nocturne III… á la recherche d’une mélodie oubliée", музыка для виолончели и 7 инструментов (2009, МП)
Юлия Пургина Working with Haydn (2009, МП)
Федор Софронов Этюд на удар литавр (2009, МП)
Кузьма Бодров Дивертисмент (2009, МП)
Анна Михайлова Extract Haydn [Haydn passion] (2009, МП)
Проект проходит при поддержке Австрийского культурного форума в Москве
и MMICA (Music Information Centre Austria).