РЕФОРМАЦИЯ / PERESTROIKA
симпозиум и концерт
В Страстную Пятницу, 14 апреля ансамбль «Студия новой музыки» перенесет представление и дискуссию по религиозной тематике в пространство Московской консерватории. В этот вечер в Рахманиновском зале пройдет симпозиум и концерт «500 лет Реформации в Германии. 30 лет советской перестройке».
Предложенное 30 лет назад Михаилом Горбачёвым понятие Perestroika быстро вышло за пределы русского языка и стало общеупотребительным в международном лексиконе. Между тем, буквально «перестройка» может быть переведена на немецкий язык как Reformation.
Значение слова Реформация, которая была начата Лютером в 1517 году также не нуждается в переводе. При этом эпоха Реформации, по сути, стала грандиознейшей перестройкой европейского общества и культуры.
Параллель между двумя столь отстоящими друг от друга эпохами обусловлена не просто «перекличкой слов», но фундаментальным сходством происходивших процессов: и Реформация, и Перестройка предлагали обществу своего времени серьезные изменения, но в рамках существующей системы координат – в одном случае оставаясь в поле христианской культуры, в другом – не отказываясь от постулатов социализма. В этом их уникальность и кардинальное отличие от других тектонических сдвигов в новой истории Европы и России (от Великой французской до Октябрьской социалистической революции).
Среди искусств, пожалуй, главная «реформация» своей эпохи произошла в музыке. «Виттенбергский песенник», изданный Мартином Лютером в 1524 году, заложил краеугольный камень музыки Нового времени не только в Германии, но и во всей Европе, – а позже и в Америке. Четырехголосный протестантский хорал и формы его обработки легли в основу главных принципов обращения композиторов со словом, вплоть до Шуберта и Вагнера; в нем же находятся корни музыкальной гармонии от Баха до Шенберга.
В России интерес композиторов к лютеранскому хоралу возник в 1980-е годы, именно в период кризиса социализма и начала перестройки и, не в последнюю очередь, религиозного возрождения, принимавшего разрешенную форму «разговора с композиторами прошлого через века» (София Губайдулина, Эдисон Денисов, Владимир Тарнопольский). Парадоксально, что в музыке самой Германии в ХХ веке диалог с лютеранской традицией оказался гораздо более опосредованным; и был связан гораздо чаще не столько с феноменом протестантского хорала, сколько с фигурой Баха (Антон Веберн, Хельмут Лахенман, Йоханнес Шёльхорн и др.)
На музыкальном симпозиуме «РЕФОРМАЦИЯ / PERESTROIKA» речь пойдёт о понятиях эволюции и революции в музыке, о причинах интереса в СССР к протестантской тематике. Была ли инициированная Лютером музыкальная “перестройка” церковной службы более радикальной реформацией, чем постмодернистский “диалог с традицией” в конце ХХ века? Как был трактован лютеранский хорал композиторами позднесоветской эпохи? Что изменилось в современной российской музыке после начала Perestroika?
На эти вопросы постараются ответить лекторы из Германии и России – профессор Лейпцигской консерватории и Венского университета Гезина Шрёдер и доцент Московской консерватории и МГУ Роман Насонов. Также накануне симпозиума состоится лекция Гезины Шрёдер "Актуальные тенденции современного музыковедения в немецкоязычных странах (Австрия, Германия, Швейцария)". После пленарных докладов состоится общая дискуссия, к участию в которой приглашаются музыковеды, философы, культурологи, филологи-германисты.
Проект проходит при поддержке Гёте-Института.
Расписание
13 апреля, четверг
Конференц-зал, 13.00
Актуальные тенденции в музыковедении немецкоязычных стран (Германии, Австрии и Швейцарии)
Гезина Шрёдер (Германия)
профессор Лейпцигской консерватории, Венского университета музыки и исполнительского искусства
14 апреля, пятница
Конференц-зал
Симпозиум
500 лет немецкой Реформации. 30 лет советской перестройке
14:00
«Мирян дар душевный». Заветы музыки эпохи Реформации.
Гезина Шрёдер (Германия)
профессор Лейпцигской консерватории, Венского университета музыки и исполнительского искусства
«Перед Твоим престолом»: И. С. Бах в интерьере позднесоветской культуры
Роман Александрович Насонов (Россия)
доцент Московской консерватории, кандидат искусствоведения
Дискуссия
Концерт
14 апреля, пятница
Рахманиновский зал, 19.00
В программе:
Готфрид фон АЙНЕМ Karl-Hartwig Kaltners Malerei
Эдисон ДЕНИСОВ Es ist genug
София ГУБАЙДУЛИНА Медитация «Vor Deinen Thron tret ich hiermit»
Иоганн Себастиан БАХ–Антон ВЕБЕРН Fuga (Ricercata) a 6 voci
Хельмут ЛАХЕНМАН Третий голос к инвенции И.С.Баха d-moll
Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ Комментарий к хоралу «Иисус, твои глубокие раны»
Алоиз ЦИММЕРМАН Соната для альта соло «...an den Gesang eines Engels»
Йоханнес ШЁЛЬХОРН Anamorphoses
Ансамбль СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ
Дирижер – Заслуженный артист РФ Феликс КОРОБОВ