Цикл концертов к юбилею Игоря Стравинского
10 сентября 2021. Рахманиновский зал консерватории
Концерт 1. "Анатомия одного шедевра: История солдата"
Новый формат "Анатомия одного шедевра" посвящен изучению композиторского процесса. В каждом концерте этой серии под микроскопом окажется известное сочинение музыки ХХ века: музыкантами будут рассмотрены и озвучены история его создания, стилевые истоки и влияния. Всякий раз Студии в этом будут помогать профильные специалисты-музыковеды, коллеги-исполнители или эксперты из других искусств.
10 сентября вместе со "Студией" "Историю солдата" разберут:
- Ансамбль Дмитрия Покровского
- Московская клезмерская капелла
- Фольклорный ансамбль Московской консерватории
- эксперты кафедры современной музыки Московской консерватории Владимир Тарнопольский, Светлана Савенко и Федор Софронов.
В программе — регтаймы, танго, русские народные песни, клезмерские традиционные мелодии, швейцарская фольклорная музыка — тот стилистически пестрый музыкальный мир 1910-х., в котором формировался стиль шедевра Стравинского. В финале концерта прозвучит "История солдата" Игоря Стравинского. Чтец — Григорий Кротенко.
21 января 2022. Рахманиновский зал консерватории
Концерт 2. Стравинский VS Шёнберг
Сложные и противоречивые отношения между Стравинским и Шёнбергом отражали не только их личное соперничество, но и острую эстетическую борьбу двух величайших композиторов ХХ века. Кто главный новатор нашей эпохи — автор "Весны священной" или изобретатель "музыки будущего", додекафонии? Какова миссия художника — отринуть или продолжить традиции? Что важнее — ритм или звуковысотность?
На концерте ансамбля "Студия новой музыки" два композитора опять сойдутся в творческой дуэли. В программе будут представлены как ключевые "серьезные" сочинения для оркестра — блестящий Концерт Dumbarton Oaks Стравинского и краеугольный цикл Шёнберга "Пять пьес для оркестра" ор.16, так и жанровые, юмористические — Марши, Вальсы и веселые застольные песни.
Прокомментируют программу профессор Московской консерватории, автор монографии об Игоре Стравинского Светлана Савенко и художественный руководитель "Студии новой музыки" Владимир Тарнопольский.
13 апреля 2022. Рахманиновский зал консерватории
Концерт 3. Стравинский и его время
Один из самых значимых композиторов XX века, Стравинский широко известен своими крупными сочинениями. Его камерная музыка, за исключением, пожалуй, "Истории солдата", известна значительно меньше и исполняется редко. Между тем камерное творчество Стравинского — это одновременно и открытая лаборатория для будущих оркестровых проектов, и закрытый для широкого слушателя, глубоко личный мир композитора.
В программе "Студии" сочинения Стравинского для малых составов прозвучат в контексте камерной музыки его современников: как единомышленников, каким на определенном этапе был Равель, так и антагонистов, каким был Шёнберг. Сопоставление схожих по инструментальному составу, но принципиально различных в эстетическом отношении сочинений великих современников создаст звуковой портрет искусства первой половины XX века.
Вступительное слово — автор монографии об Игоре Стравинском, профессор Московской консерватории Светлана Савенко.