Джордж Бенджамин родился в Лондоне в 1960 г. В шестнадцать лет он поступил в класс композиции к Оливье Мессиану в парижскую консерваторию, став последним учеником французского композитора. Мессиан в последние годы жизни сравнил Бенджамина с Моцартом, наверняка имея в виду не легкость, совершенно не свойственную Бенджамину, но ясность и чистоту музыкального письма. Бенджамин пишет чисто, порой даже слишком – до стерильности.
В 1980 г., когда Бенджамину было двадцать лет, премьера его первого оркестрового сочинения «Окольцовано плоским горизонтом» (Ringed by the Flat Horizon) в Кембридже так восхитила критиков, что пьесу исполнили на крупнейшем британском фестивале «Би-Би-Си Промс». Бенджамин стал самым молодым композитором-дебютантом фестиваля. Год спустя состоялась премьера камерной пьесы «С первыми лучами» (At First Light), которой дирижировал уже прославившийся к этому времени Саймон Рэттл. С 1984 по 1987 по приглашению Пьера Булеза Бенджамин работает в парижском Институте исследования и координации акустики и музыки IRCAM. В эти годы он пишет свое единственное сочинение, где используются электронные инструменты – «Антара». Это была первая в мире партитура, написанная в недавно созданной нотной программе Sibelius. В 1992 г. в Париже прошел первый фестиваль музыки Бенджамина – «Карт-бланш Джорджу Бенджамину» (Carte blanche a George Benjamin). В 1995 г. Три инвенции для камерного оркестра были исполнены на Зальцбургском фестивале, дирижировал сам композитор. Лондонский симфонический оркестр весь 2002 г. проводил фестиваль музыки Бенджамина, а Пьер Булез дирижировал премьерой сочинения «Палимпсест».
Написать оперу Бенджамину впервые предложил в 1992 г. Бернар Фоккруль, тогда директор театра Ла Моннэ. Но осуществить идею удалось только двадцать лет спустя, на возглавляемом Фоккрулем фестивале в Экс-ан-Провансе. Там в 2012 г. состоялась премьера оперы «Написано на коже». К этому времени Бенджамин уже написал одну оперу – «Внутрь холма» (Into the Little Hill) – которая была показана в Париже в 2006 г. Премьера третьей оперы, «Уроки любви и жестокости» (Lessons in Love and Violence), состоится в Ковент-Гардене в мае 2018 г.
В качестве дирижера Джордж Бенджамин сотрудничает с такими оркестрами, как Лондонская симфониетта, немецкий Ensemble Modern, основанный Пьером Булезом Ensemble intercontemporain, основанный Клаудио Аббадо Камерный оркестр имени Малера, Кливлендский филармонический оркестр, оркестр Концертгебау и Берлинский филармонический оркестр. На счету Бенджамина-дирижера множество мировых премьер, включая работы Дьердя Лигети, Жерара Гризе и Вольфганга Рима, а репертуар про- стирается от Вагнера до Булеза. Оперой он впервые дирижировал в 1999 г. в Ла Моннэ, исполнив «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси.
В 2010 г. Бенджамин стал командором ордена Британской империи за заслуги в области музыки. В 2014-м старейший американский журнал, посвященный классической музыке – «Музыкальная Америка» – назвал Бенджамина композитором года. Когда в 2002 г. Немецкий симфонический оркестр Берлина учредил Премию Шенберга для композиторов, первым ее обладателем стал Джордж Бенджамин.
Джордж Бенджамин – почетный член Королевского колледжа Кембриджского университета, Гилдхоллской школы музыки и драмы в Лондоне и Королевской академии музыки. С 2001 г. Джордж Бенджамин преподает в Королевском музыкальном колледже Лондона.
Ученики называют композитора внимательным и чутким наставником.
Александр Рябин, Екатерина Бабурина
Информация с сайта Большого театра – http://bolshoi.ru/persons/people/3585/
22 и 23 апреля в Большом театре ставится опера Бенджамина – «Написано на коже».
Вход по регистрации:
Регистрация