Сентябрь
2018
Сентябрь 2018
БИЛЕТЫ
8 | 09 | 2018, сб – 19:00
Рахманиновский зал
ENCODE
Современная музыка Швейцарии
В программе: Аннет Шмуки, Оскар Бьянки, Дэни Шулер, Рикардо Эйзерик, Альфред Циммерлин, Михаэль Жаррель, Хайнц Холлигер

Программа:

Аннет Шмуки
Sand_Schlamm_Schnee_Quartet для флейты, бас-кларнета, скрипки и виолончели (2015)

Оскар Бьянки
Gr… для басовой флейты соло (2010)

Дэни Шулер
MYN для ансамбля (2013)

Хайнц Холлигер
Studie II для гобоя соло (1981)

Рикардо Эйзерик
Junkyard piece IIc для ансамбля и объектов (2015)

Альфред Циммерлин
Rêve – réalité. Hommage à R.D. для голоса соло (2015)

Михаэль Жаррель
Песня без слов для скрипки, виолончели и фортепиано (2012)

Исполнители:

Екатерина Кичигина, сопрано

Марина Рубинштейн, флейта

Анастасия Табанкова, гобой

Ансамбль солистов Студия новой музыки

Концерт ведет Федор Софронов

Программа концерта Encode – это попытка исследования возможностей звука как носителя информации. В отличие от человеческой речи, музыка вряд ли может восприниматься как язык общения, хотя бы потому, что в ней отсутствует минимальная семантическая единица, с присущими ей имманентными смысловыми значениями. Именно поэтому в музыкальном искусстве невозможен перевод высказывания. При этом музыка, несомненно, обладает возможностью передачи информации. Эта возможность может быть локализована как в структуре, так и в отдельных элементах.
В программе концерта будут исполнены сочинения, в которых авторы обращаются к звуку в широком смысле, как к атому, который при определенных условиях способен генерировать все новые смысловые пространства. Эти условия заключаются собственно в композиции и работе со структурой сочинения, а также в сознательной редукции и отказе от детальной структурной работы.
Что такое музыкальный материал? Должен ли музыкальный материал по умолчанию обладать некими качествами, позволяющими ему развиваться в рамках музыкально-информативного поля? Существуют ли принципиальные различия между звуками, извлекаемыми на инструментах традиционным способом и шумами, получающимися в результате игры на кастрюлях, шлангах и вибраторах (Рикардо Эйзерик)? Какую роль в формировании информационного пространства играет текст, иногда потерявший изначальный смысл (Альфред Циммерлин) или элементы человеческой речи, инсталлированные в звучание инструментов (Аннетт Шмуки)?
Для иллюстрации этого исследования не случайно выбраны авторы, живущие и работающие в Швейцарии, ведь именно эта страна отличается исключительным коммуникативным многообразием. Помимо четырех государственных и множества других языков в Швейцарии уделяется большое внимание деталям, лежащих в основе как культурных, так и общественных и экономических процессов.
В концерте 8 сентября коммуникативная роль отводится музыкантам ансамбля Студия новой музыки, которым предстоит вести диалог не только со слушателем, но и с самими собой, иногда в буквальном смысле, сочетая исполнение на обычных инструментах с игрой на бытовых предметах, используя расширенные техники игры (Оскар Бьянки) и иллюстрируя почти импровизационную редукцию материала (Дэни Шулер).
Перед концертом музыковед и композитор Федор Софронов подробно расскажет о “правилах игры” программы и представит сочинения авторов.
Концерт проводится при поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia.

Текст - Сергей Чирков

БИЛЕТЫ
13 | 09 | 2018, чт – 19:00
Рахманиновский зал
Авангард в стиле джаз
Абонемент Авангард плюс
В программе: Эдисон Денисов, Луи Андриссен, Фарадж Караев, Тео Лувенди, Гюс Янсен, Мартайн Паддинг, Казимеж Сероцкий, Мишель ван дер Аа

Программа:

Гюс Янсен
Октет (1978)

Мартайн Паддинг
Квинтет для любых пяти инструментов (1996)

Эдисон Денисов
Ода для кларнета, фортепиано и ударных (1968)

Луи Андриссен
Zilver для ансамбля (1994)

Казимеж Сероцкий
Swinging music для кларнета, тромбона, фортепиано и контрабаса (1970)

Мишель Ван дер Аа
And how are we today? для меццо-сопрано, фортепиано и контрабаса (2012)

Фарадж Караев
Der Herr Botschafter ist bereits schon nach Jaffa abgereist для ансамбля (2014)

Тео Лувенди
Laps для ансамбля (1995)

Исполнители:

Екатерина Кичигина, сопрано
Никита Агафонов, кларнет
Михаил Оленев, тромбон
Мона Хаба, фортепиано
Григорий Кротенко, контрабас

Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер - Станислав Малышев

На протяжении всего ХХ века и сейчас авангард — то страшно модный, дорогой и прикольный, то «уже век как мертвый, бездуховный и академичный». Но он же — всегда безумно привлекательный, создающий событие... Художники-авангардисты становятся ньюсмейкерами нашего времени. В чем секрет? В симпатической — и заодно синтетической – природе авангарда, всегда плюсующей. Вот посмотрите. Мода на джаз? Авангард тут как тут. На рок? – пожалуйста! Фольклор и этника? – вот вам! И так все время. Пять плюсов – это пять "+", которые вы поставите для себя, если увлекаетесь историей авангарда и посетите пять концертов нашего цикла.

14 | 09 | 2018, пт – 11:00
Конференц-зал
Творческая встреча
Композитор Хая Черновин

Хая Черновин (1957, США-Израиль)
Один из самых известных композиторов современности. Обучалась в Израиле, Германии, США, Японии и в Австрии. Сочинения исполняются во всем мире в рамках ведущих фестивалей новой музыки лучшими оркестрами, ансамблями и солистами, специализирующимися на исполнении новой музыки. Профессор Университета музыки и исполнительских искусств в Вене (2006-2009) и Университета Гарвард в США (с 2009 года по настоящее время). Основатель и руководитель Летней Академии в замке Солитюд в Штутгарте. Также преподает на курсах Tzlil Meudcan в Израиле. Автор трех больших опер, поставленных в Мюнхене, Зальцбурге, Фрайбурге и др., получивших высочайшие оценки музыкальной критики. Хая Черновин была приглашенным артистом Зальцбургского и Люцернского фестивалей. Лауреат множества премий и наград, включая премии фонда Сименса, фонда Рокфеллера и пр. Член Академии искусств Берлина. Сочинения издаются в Schott и записана на лейблах Mode records NY, Wergo, Col Legno, Deutsche Gramophone, Kairos, Neos, Ethos, Telos и Einstein Records.

14 | 09 | 2018, пт – 14:00
Конференц-зал
Творческая встреча
Композитор Сантьяго Диез Фишер

Сантьяго Томас Диез Фишер (1977, Аргентина-Швейцария)
Родился в Аргентине, обучался композиции и хоровому дирижированию в Аргентинском университете UCA. После годового курса в парижском IRCAM учился в Берлине у Ребекки Саундерс. С 2014 года преподает в Высшей школе музыки в Женеве. Стипендиат университета Айхштат-Ингольштадт в Германии (2003), фонда Анторхас в Аргентине(2004), посольства Франции, аргентинского Моцартеума и “Cité Internationale des Arts” в Париже. Лауреат конкурсов во Франции, Португалии, Испании, Германии и пр. Сочинения написаны по заказу множества европейских ансамблей, фестивалей и фондов. В 2016 Сантьяго основал в Женеве ансамбль Контейнер, который сыграл множество премьер композиторов всего мира в Швейцарии.

БИЛЕТЫ
20 | 09 | 2018, чт – 19:00
Рахманиновский зал
Карт-бланш. Концерт 5
К 25-летнему юбилею ансамбля. Ольга Галочкина (виолончель)
В программе: Лучано Берио, Кайя Саариахо, Джованни Соллима, Пьер Булез, Дъердь Лигети, Мартайн Паддинг

Программа:

Лучано Берио
Секвенция XVIa для виолончели (2002)

Кайя Саариахо
Petals для виолончели соло и электроники (1988)

Джованни Соллима
Intersong II для виолончели, скрипки, флейты и двух фортепиано (2001)

Пьер Булез
Messagesquisse для виолончели соло и шести виолончелей (1976-77)

Дьердь Лигети
Концерт для виолончели и оркестра (1966)

Мартайн Паддинг
Last words концерт для виолончели и ансамбля (2010)

Исполнители:

Ольга Галочкина, виолончель

В концерте принимают участие:
Марина Рубинштейн, флейта
Станислав Малышев, скрипка
Мона Хаба, фортепиано
Наталия Черкасова, фортепиано

Илья Пашинцев, виолончель
Антон Булкин, виолончель
Никита Баранов, виолончель
Айдер Рысалиев, виолончель
Нелли Цинман, виолончель
Анна Щеголева, виолончель

Дирижер - заслуженный артист РФ
Игорь Дронов

БИЛЕТЫ
23 | 09 | 2018, вс – 19:00
Концертный зал имени Н. Я. Мясковского
Музыка и литература
Абонемент Спор искусств
В программе: Петер Аблингер, Маурисио Кагель, Елена Фирсова, Николай Обухов, Антон Аренский, Владимир Тарнопольский

Программа:

Петер Аблингер
Голоса для фортепиано и пленки

Маурисио Кагель
Речитативария для поющей клавесинистки

Елена Фирсова
Лесные прогулки для голоса и ансамбля на тексты О. Мандельштама

Николай Обухов
Четыре песни на стихи К. Бальмонта

Антон Аренский
Мелодекламация "Как хороши, как свежи были розы" на стихотворение в прозе И. Тургенева

Владимир Тарнопольский
Отзвуки ушедшего дня для кларнета, виолончели и фортепиано

Исполнители:

Екатерина Кичигина, сопрано
Федор Софронов, чтец
Наталия Черкасова, фортепиано
Мона Хаба, фортепиано
Никита Агафонов, кларнет
Ольга Галочкина, виолончель
Ольга Калинова, виолончель

Ансамбль солистов Студия новой музыки

Концерт ведет Федор Софронов

От Аристотеля до Лессинга, от Грамши и Адорно до Делеза и Левинаса философы спорили о том, самоценен ли каждый вид искусства или они все нуждаются друг в друге – ведь многие из них связывала общая пуповина. А уж в такие переломные эпохи, как барокко и авангард, романтизм и постмодерн, и спорить-то оказывалось не о чем. Музы сливались друг с другом так, что их можно было перепутать. А вот как и почему это происходило, мы можем понять на примере музыки. Это и проще, и интересней всего. Ведь на первый взгляд, музыка – это искусство о самом себе. Пожалуй, единственное. И поэтому все, что происходит в других искусствах, на ее фоне смотрится заметнее и выпуклее. Помочь во всем этом разобраться, поучаствовать в диспуте муз нам поможет цикл концертов и его ведущие Федор Софронов и Владимир Тарнопольский. Все концерты абонемента пройдут в Концертном зале имени Н. Я. Мясковского.

БИЛЕТЫ
27 | 09 | 2018, чт – 19:30
Зеркальный зал Государственного института искусствознания (Козицкий переулок, 5)
Сюита зеркал: Андрей Волконский
Лекторий в Государственном институте искусствознания
В программе: Андрей Волконский

Программа:

Андрей Волконский (1933-2008)
Сюита зеркал для сопрано и ансамбля (1960)
Was noch lebt для меццо-сопрано и струнного трио (1989)
Фортепианный квинтет (1954)
Musica stricta для фортепиано соло (1956)

Исполнители:

Екатерина Кичигина, сопрано
Марина Рубинштейн, флейта
Юрий Посыпанов, ударные
Мона Хаба, фортепиано
Алексей Потапов, гитара
Станислав Малышев, скрипка
Екатерина Фомицкая, скрипка
Екатерина Маркова, альт
Ольга Галочкина, виолончель

В течение сезона 2018-2019 гг. в Зеркальном зале Государственного института искусствознания (Козицкий переулок, дом 5) пройдут концерты-лекции, посвященные крупнейшим фигурам послевоенного музыкального авангарда – Андрею Волконскому, Софии Губайдулиной, Николаю Каретникову, Арво Пярту и Альфреду Шнитке. В музыкальном лектории прозвучит камерная музыка композиторов-нонконформистов шестидесятников, создателей новых стилей и техник, которые всю свою творческую жизнь преодолевали постоянное сопротивление советской музыкальной рутины.

Музыкальный лекторий организован в рамках совместной научно-исследовательской программы Государственного института искусствознания и Музея AZ (Музея Анатолия Зверева) «СОВЕТСКОЕ НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1950-1980-Х ГОДОВ».