Декабрь
2017
Декабрь 2017
2 | 12 | 2017, сб – 20:00
Multimedia Art Museum
MAMMUSIC. СИЛЬВЕСТРОВ. «СОЗВУЧИЯ»
Фестиваль авангардной музыки. К 80-летию Валентина Сильвестрова
В программе: Валентин Сильвестров

Программа:

Яннис Ксенакис
Rebonds для ударных (1989)

Валентин Сильвестров
из цикла Тихие Песни для сопрано и фортепиано (1974-1975)

Александр Раскатов
Vor Deinen Thron… для ударных

Валентин Сильвестров
Три постлюдии для сопрано, фортепиано, скрипки и виолончели (1981-1982)

Исполнители:

Народный артист России
Алексей Любимов, фортепиано
Заслуженная артистка России
Яна Иванилова, сопрано

Солисты ансамбля
Студия новой музыки
Андрей Винницкий, ударные
Ольга Калинова, виолончель
Станислав Малышев, скрипка

2 декабря в Мультимедиа Арт Музее состоится заключительный концерт фестиваля, посвященного 80-летнему юбилею Валентина Сильвестрова — одного из наиболее влиятельных композиторов второй половины XX — начала XXI века. Культовый автор прошел через авангардные эксперименты, обращение к своеобразному неоклассицизму и нашел собственный мелодический стиль, нежный и ностальгический, во многом продолжающий традиции немецкого романтизма.

Автор восьми симфоний, струнных квартетов и хоровых сочинений, Сильвестров писал музыку к фильмам Киры Муратовой, сотрудничал с Сергеем Параджановым, а его цикл «Тихие песни» — проникновенное произведение, обращенное к ушедшей культуре, голос которой едва различим — считается первым концептуальным произведением в музыке СССР.

БИЛЕТЫ
3 | 12 | 2017, вс – 19:00
Рахманиновский зал
Конструкции
Цикл концертов к 100-летию революции «Красное колесо», концерт №4
В программе: Николай Рославец, Алексей Животов, Сергей Прокофьев

Программа:

Николай Рославец
Камерная симфония №2 (1935)

Алексей Животов
Фрагменты для нонета (1929)

Сергей Прокофьев
Квинтет Трапеция для скрипки, альта, гобоя, кларнета и контрабаса op.39 (1924)

Исполнители:

Ансамбль солистов
Студия новой музыки

Малика Мухитдинова, флейта-пикколо
Марина Рубинштейн, флейта
Анастасия Табанкова, гобой
Эмиль Мирославский, гобой
Анна Борисова, английский рожок
Игнат Красиков, кларнет
Евгений Бархатов, кларнет
Сергей Стрищенко, кларнет
Виктор Кугай, бас-кларнет
Сергей Гращенков, фагот, контрафагот
Даниил Цеп, фагот
Федор Яровой, валторна
Сергей Вaськович, валторна
Николай Каменев, труба
Мона Хаба, фортепиано
Станислав Малышев, скрипка
Екатерина Фомицкая, скрипка
Екатерина Маркова, альт
Ольга Галочкина, виолончель
Григорий Кротенко, контрабас

Дирижер – Заслуженный артист России Игорь Дронов

В квинтете Трапеция Прокофьева участвуют:
Анастасия Табанкова, гобой
Евгений Бархатов, кларнет
Станислав Малышев, скрипка
Екатерина Маркова, альт
Григорий Кротенко, контрабас

В заключительном концерте цикла «Красное колесо» будут представлены три сочинения, выстраивающиеся в линию, параллельную следу красного колеса, покатившегося вглубь истории, но в обратной перспективе. Вторая Камерная симфония Рославца — удивительный памятник эпохи, когда крупные художники один за другим выстраивались вдоль линии партийного руководства искусством, пытаясь сохранить хоть какие-то индивидуальные черты стиля. Эта музыка написана для того же «прорывного» для тех лет состава, что и Первая симфония, звучавшая в первом концерте цикла, но ее язык — совсем другой, «реалистический». При этом это отнюдь не повесть о «гибели и сдаче советского интеллигента», характерная для середины 30-х. Одна фактура и инструментовка указывают на то, что Рославец вступает в трудный и прихотливый диалог с "реализмом" XIX века, эпическим высказыванием бородинского плана, строя свою собственную стилистическую модель. Эта мимикрия, однако, не спасла симфонию от запрета — она пролежала в архиве композитора вплоть до начала XXI века, пока ансамбль «Студия новой музыки» впервые не исполнил ее в 2002 году. Симфония чрезвычайно сложна для исполнения и сейчас практически не играется. Однако как раз в эти дни ансамбль записывает диск с обеими камерными симфониями Рославца. «Фрагменты для нонета» Животова, написанные в технике кластеров, чрезвычайно модной в конце 20-х гг. и реконструкция музыки балета Прокофьева «Трапеция» (гораздо чаще звучащей в урезанном виде как Квинтет) как бы дополняют огромное полотно симфонии Николая Рославца еще двумя стилистическими полюсами.

БИЛЕТЫ
4 | 12 | 2017, пн – 20:00
Колонный зал Дома Союзов
SOUND UP: Gabriel Prokofiev /UK/

Программа:

Сочинения Габриэля Прокофьева

Исполнители:

Борис Андрианов, виолончель
DJ Tactics
Евгений Бархатов, кларнет

Ансамбль солистов
Студия новой музыки

Дирижер - Станислав Малышев


Партнеры проекта: SOUND UP

Габриэль Прокофьев – внук великого русского композитора – лично представит в Москве свой концерт для оркестра и диджея-турнтаблиста. SOUND UP совместно с ансамблем Студия новой музыки представляет программу избранных сочинений Габриэля Прокофьева, лично отобранных композитором, находящимся в авангарде модернизации наших представлений о современном академизме. В ней прозвучит его самое известное сочинение – Concerto for Turntables, концерт для оркестра и диджея-тёрнтейблиста, премьера которого состоялась на известном фестивале BBC Proms в исполнении Лондонского симфонического молодежного оркестра под управлением Владимира Юровского. За последние 10 лет Габриэль Прокофьев собрал значительное портфолио, в котором насчитывается семь симфонических концертов, разноплановая камерная и вокальная музыка, оркестровый ремикс Девятой симфонии.

БИЛЕТЫ
9 | 12 | 2017, сб – 18:00
Театральный центр имени Вс. Мейерхольда
Красная шапочка
Детская сказка в формате инструментального театра для детей и взрослых

Исполнители:

Солисты ансамбля
Студия новой музыки

Никита Агафонов, кларнет
Евгений Бархатов, кларнет
Владимир Устьянцев, саксофон
Екатерина Фомицкая, скрипка
Мона Хаба, фортепиано
Наталия Черкасова, фортепиано

Российская премьера состоялась 18 ноября 2017 года в Центре имени Мейерхольда


Проект реализован в рамках программы «Открытая сцена» при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы.

Партнеры проекта: Посольство Франции в России, Французский институт в России и компания Statoil.

Детская сказка в формате инструментального театра для детей и взрослых.

Композитор: Жорж Апергис
Режиссер: Алексей Смирнов
Художник-постановщик: Елена Бодрова
Художественный руководитель: Владимир Тарнопольский

Уникальное музыкально-театральное событие для детей.
Впервые в России постановка спектакля «Красная шапочка» Жоржа Апергиса. Хорошо известная история в исполнении музыкантов ансамбля Студия новой музыки в новом формате инструментального театра. Музыканты не только играют на музыкальных инструментах, но являются одновременно и драматическими актерами. Повествование ведется как с помощью слов, так и с помощью музыки.

Известная история из предсказуемой сказки превращается в полное драматургических неожиданностей, ярких музыкальных и сценических эффектов представление. Внимание публики постоянно переключается между музыкальными инструментами, перемещениями музыкантов-сказочников и сюжетом сказки — такая «мобильность» действия позволяет даже неусидчивым детям внимательно следить за развитием спектакля.

БИЛЕТЫ
10 | 12 | 2017, вс – 19:00
Культурный центр ЗИЛ
Завод машин
Танцевальный спектакль

Исполнители:

Современная труппа театра Балет Москва
Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер - Филипп Чижевский


Партнеры проекта:
Культурный центр ЗИЛ
Балет Москва

Композитор: Андрей Кулигин — победитель конкурса Культурного центра ЗИЛ, призом которого была возможность создания музыки к современному балету.

Хореографы спектакля: Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев

Дирижер: Филипп Чижевский
Художник-постановщик и художник по костюмам: Сергей Илларионов
Художник по свету: Любовь Свободова

В начале XX века машины и механизмы завладели не только городами, но и умами людей. Воплощением индустриальной культуры стал конструктивизм — авангардное направление в искусстве, в основе которого заложена геометричность и лаконичность форм. Создание оригинального синтетического произведения, которое объединит лучшие достижения современной академической музыки и современного танца — это наша попытка осмысления наследия индустриальной эпохи в год 80-летия Дворца культуры АМО ЗИЛ.

«Завод машин» — это взгляд на историю XX века через призму отношений человека и машины. Осуществились ли мечты наших предков о государстве, где человек и машина живут в гармонии? Люди меняются во взаимоотношениях с машинами. Но что происходит с ними в момент взаимодействия и что будет с человечеством завтра?

Создатели спектакля покажут зрителям современные музыкально-пластические отражения эпохи конструктивизма вместе с музыкантами ансамбля «Студия новой музыки». Исполнение — современная труппа театра «Балет Москва», лауреата премии «Золотая маска»-2016.

12 | 12 | 2017, вт – 19:00
Конструкции нового
В программе: Гавриил Попов, Сергей Прокофьев

Программа:

Гавриил Попов
Камерная симфония (Септет) (1927)

Сергей Прокофьев
Трапеция квинтет для скрипки, альта, гобоя, кларнета и контрабаса op.39 (1924)

Исполнители:

Солисты ансамбля "Студия новой музыки"
БИЛЕТЫ
12 | 12 | 2017, вт – 20:00
Ельцин-Центр
Конструкции нового
Музыка раннего русского авангарда
В программе: Гавриил Попов, Сергей Прокофьев

Программа:

Гавриил Попов
Камерная симфония (Септет) (1927)

Сергей Прокофьев
Квинтет Трапеция для скрипки, альта, гобоя, кларнета и контрабаса op.39 (1924)

Исполнители:

Ансамбль солистов Студия новой музыки

Концерт ведет заведующая Центром современной музыки Вера Серебрякова

Концерт проходит в рамках программы Всероссийских филармонических сезонов при поддержке Министерства культуры РФ

Во всем мире широко известны имена и работы живописцев русского авангарда – К. Малевича, В. Кандинского, М. Шагала и многих других. Произведения этих мастеров всегда составляют кульминацию многих выставок и музейных экспозиций. Русский архитектурный авангард известен уже меньше. Однако настоящей terra incognita для широкой аудитории является русский музыкальный авангард.

Наша программа восполняет этот пробел и представляет два шедевра русской музыки 20-х годов – конструктивистскую Камерную симфонию для 7 исполнителей Гавриила Попова и блестящий квинтет «Трапеция» молодого Сергея Прокофьева. Необходимость “нового” в искусстве затронула в начале века абсолютно всех художников. Это было связано со стремительным развитием науки и техники, с ускоряющимся темпом жизни, с осмыслением своего существования в новом веке. «Нервом» нового движения было отмежевание от прошлого, решительное ниспровержение старых истин.

Поиск нового мирослышания, романтика урбанизма, новые смыслы, новые звучности, свободный художник, сбросивший условности прошлого и устремляющийся к искусству будущего – все это самобытно и очень ярко отражается в музыкальной ткани представляемых в программе сочинений.

БИЛЕТЫ
14 | 12 | 2017, чт – 19:00
Частная галерея Триумф
Ранний русский авангард
В программе: Гавриил Попов, Сергей Прокофьев

Программа:

Гавриил Попов
Камерная симфония (Септет) (1927)

Сергей Прокофьев
Квинтет Трапеция для скрипки, альта, гобоя, кларнета и контрабаса op.39 (1924)

Исполнители:

Ансамбль солистов Студия новой музыки

Концерт ведет заведующая Центром современной музыки Вера Серебрякова


Концерт проходит в рамках программы Всероссийских филармонических сезонов при поддержке Министерства культуры РФ.

XX век стал эпохой творческих открытий и достижений. Модернистские веяния затронули все сферы культуры, в том числе и музыку. Музыкальный авангард 10-20-х годов – явление «неочевидное», весьма неоднородное и оставившее сравнительно мало оформленных музыкальных опусов. Главным здесь был поиск некоего «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в музыкальной ткани, так и в литературных манифестах. В русле этого движения творили Гавриил Попов и молодой Сергей Прокофьев.

Септет, соч. 2, посвященный Владимиру Щербачеву, над которым Гавриил Попов работал в 1926-1927, сочинен в духе новаторских устремлений тех лет. «Я давно заметил, что лучше всего пишется, когда внутри есть ощущение дерзости», – признавался сам композитор в письме Щербачеву. Композитор избрал для своего сочинения все более притягательный для послереволюционного композиторского поколения состав исполнителей: флейта, фагот, труба, скрипка, виолончель и контрабас. Целью подобных ансамблей в условиях новой полифонии ХХ века было дать контрастную интонацию и достигнуть максимальной звуковой выразительности при наименьшем количестве голосов.

Прокофьевский квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса (1924) первоначально представлял из себя музыку для балета «Трапеция». Впоследствии Прокофьев создал концертный вариант в виде квинтета, шесть коротких частей которого эффектно выстроены тонально и ассоциируются с барочной сюитой. С одной стороны, сочинение выделяется из прокофьевского творчества того времени «неклассической» трактовкой инструментального состава и цикла, с другой – примыкает непосредственно по языку и стилю к таким сочинениям, как Вторая симфония, Пятая фортепианная соната. «Здесь было не без влияния атмосферы Парижа, где не боялись ни сложности, ни диссонансов, тем самым как бы санкционируя мою склонность мыслить сложно», – писал Прокофьев о своих сочинениях 1924-25 гг. в «Автобиографии».

Интонационная и конструктивная сложность музыки Квинтета, созданной будто «из железа и стали» (так Прокофьев характеризовал свою Вторую симфонию), явно указывает на урбанистический характер вдохновения композитора. Одновременно с этим эмоциональное содержание музыки Квинтета очень хрупкое и изломанное, несмотря на «железную броню» хитроумно сложенной формы.

БИЛЕТЫ
14 | 12 | 2017, чт – 19:00
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Формы в воздухе
Музыка времени: неизвестные шедевры
В программе: Юрий Каспаров, София Губайдулина, Владимир Тарнопольский, Артур Лурье

Программа:

Юрий Каспаров
Пейзаж, уходящий в бесконечность для ансамбля (1991)

София Губайдулина
Точки, линии, зигзаги для бас-кларнета и фортепиано (1976)

Владимир Тарнопольский
Eindruck-Ausdruck III. Hommage a Kandinsky для ансамбля (1996)

Артур Лурье
Формы в воздухе для фортепиано (1915)

Исполнители:

Ансамбль солистов Студия новой музыки
Мария Алиханова, флейта
Олег Танцов, кларнет
Мона Хаба, фортепиано
Екатерина Фомицкая, скрипка
Данила Галочкин, альт
Юлия Мигунова, виолончель

Дирижер – Заслуженный артист России Игорь Дронов

Вступительное слово и комментарии – Елизавета Гершунская

«Ваш ХХ век» — это масштабный проект, рассказывающий об изобразительном искусстве, музыке, прозе и поэзии. Представляемые произведения многогранно отражают эпоху и были отобраны специально для программы известными критиками и искусствоведами.

«Современная визуальная среда, окружающая нас в повседневности и формирующая привычку нашего взгляда — это от начала и до конца продукт идей, пришедших в голову художникам и архитекторам эпохи авангарда и модернизма. Современная акустическая среда не в меньшей степени получилась такой, какой ее ощущал провидческий слух Рославца и Кейджа, Шенберга и Ксенакиса. Но даже в афишах московских концертных залов их имена встречаются разве только в юбилейные годы, а созданные ими шедевры продолжают оставаться неизвестными российской публике.

Поэтому цикл «Музыка времени» получил второе название — «Неизвестные шедевры». Восемь программ цикла, подготовленных «Студией новой музыки», дадут посетителям представление практически обо всем многообразии музыкального модернизма России, Европы и Америки. Мы не стремимся к тому, чтобы сделать новую музыку фоном повседневности. Но мы хотим, чтобы в залах Третьяковки можно было не только увидеть, но и услышать эпоху. Эпоху, которая на самом деле сформировала наш сегодняшний взгляд и слух».
                                                      Владимир Тарнопольский

15 | 12 | 2017, пт – 12:00
Конференц-зал консерватории
Творческая встреча с композитором: Зыгмунт Краузе (Польша)
В рамках встречи состоится презентация книги Ирины Никольской «Зыгмунт Краузе и его музыка» (издательство «Композитор», 2017). На встрече можно будет получить издание с автографами автора и героя книги. В 19:00 в Международном союзе музыкальных деятелей, Концертном зале им. Ирины Архиповой состоится концерт Зыгмунта Краузе. Зыгмунт Краузе - польский композитор и пианист. Обучался композиции и игре на фортепиано в Академии музыки им. Фредерика Шопена в Варшаве, занимался с Надей Буланже в Париже. Он известен как композитор музыки, основанной на теории унизма (конструктивизма в польской версии) - направления, широко представленного в полотнах польского художника Владислава Стржеминского (1893-1952). В этом типе музыки отсутствуют контрасты, напряженность и кульминации в традиционном смысле этих слов. Музыка, напротив, гомогенная насколько возможно. Зигмунт Краузе - автор трех опер, нескольких инструментальных концертов, симфонических и камерных сочинений. Совместно с различными архитекторами он создает пространственную музыку, представляемую в Польше, Австрии и Франции. Сочинения композитора издаются различными компаниями, такими как Muza, Dux, ORF, EMI и др.
БИЛЕТЫ
22 | 12 | 2017, пт – 19:00
ГМИИ имени А. С. Пушкина
Лирические страницы
Приурочен к выставке «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)»
В программе: Александр Цемлинский, Альбан Берг, Антон Веберн

Программа:

Александр Цемлинский
Трио для кларнета, виолончели и фортепиано op.3 (1896)

Альбан Берг
Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 (1913)

Антон Веберн
Две маленькие пьесы для виолончели и фортепиано, ор.11 (1914)

Исполнители:

Солисты ансамбля Студия новой музыки
Валентин Азаренков, кларнет
Ольга Галочкина, виолончель
Мона Хаба, фортепиано

Вступительное слово и комментарий -кандидат искусствоведения
Фёдор Софронов

БИЛЕТЫ
26 | 12 | 2017, вт – 19:00
Камерный зал Московской филармонии
Биомеханика 2.1
В программе: Александр Хубеев, Николай Попов

Программа:

Александр Хубеев
Somnambulicq для бас-кларнета, электроники и видео /автор видео
Мечислав Васковский/ (2013)

Это было? Это будет! для баяна, электроники и видео /автор видео Эндрю Квинн/ (2017)

Стон Земли для исполнителя на струнных объектах (2017)

Николай Попов
Биомеханика для аккордеона, электроники, видео и света (2014) /видеохудожник Эндрю Квинн/

KCI_23/11 для виолончели и электроники (2016)

Новая пьеса для фортепиано, электроники и видео (2017) /видеохудожник Эндрю Квинн/

Edit(a)Fill мультимедийная композиция для флейты, электроники и видео (2015) /видеохудожник
Александр Плахин/

Исполнители:

Ансамбль солистов
Студия новой музыки:

Евгений Бархатов, кларнет
Мона Хаба, фортепиано
Сергей Чирков, баян
Эдита Фил, флейта
Юлия Мигунова, виолончель

Александр Хубеев, электроника
Николай Попов, электроника
Дмитрий Мазуров, видеохудожник

Андрей Устинов, представление и интервью