Программа концерта посвящена теме "ориентального мифа" и экзотики в европейской музыке, в нее вошли сочинения русских и французских композиторов первой четверти XX века. Россия, лежащая на стыке Европы и Азии, успешно осваивала язык "восточных провинций", начиная с XIX века фольклор Кавказа и Средней Азии стал неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. В качестве представительницы европейской цивилизации не случайно выбрана Франция, с завидным постоянством обращавшая свои взоры на Восток. "Экзотические предпочтения" Франции были всегда разнообразны — Турция, Египет, Индия, Китай, Япония, Полинезия, Африка, Америка — сменяли друг друга в соответствии с модой, но восточная экзотика всегда присутствовала в культурной жизни французов со времен "короля-солнца", Людовика XIV.
Модернизм начала XX века открыл новую главу в диалоге Запада и Востока. Расширилась не только география, изменилось само отношение к внеевропейским культурам, иллюстративная экзотика уступила место вдумчивому постижению иного миросозерцания и изучению особенностей чужого языка. Наибольший интерес европейское искусство рубежа XIX–XX веков проявило к дальневосточной, главным образом, японской культуре. Влияние японского искусства на европейское оказалось наиважнейшим и самым продуктивным. В концерте прозвучат три музыкальных "перевода" японской классической поэзии: "Три стихотворения из японской лирики" (1912–1913) Игоря Стравинского, нашедшего музыкальный эквивалент японской гравюре и "линейной перспективе японской декламации"; "Семь хайку" (1924) Мориса Деляжа, поражающего изысканной алхимией инструментовки и лаконизмом письма, и "Шесть романсов на слова японских поэтов" (1928–1932) Дмитрия Шостаковича, впервые обратившегося к любовной лирике, подняв ее до уровня трагедии.
Еще одной точкой притяжения стала для европейцев Индия с ее древним эпосом, религией и богатейшей музыкальной традицией. Одной из первых попыток ввести в современную европейскую практику элементы индийской классической музыки, отличающейся изощренной ритмикой и «микротональными эффектами», стали "Четыре индусских поэмы" (1912) Мориса Деляжа, написанные им во время путешествия в Индию.
Если мода на условную "китайщину" (шинуазри) в Европе процветала с XVIII века, то для русской музыки китайская тема стала открытием. Опера "Соловей" (1908–1914) Игоря Стравинского соединила эстетику мирискусничества, условное пародирование классических штампов XVIII века в изображении «китайского абсурда» и ориентальную мелизматику, напоминающую о "русском востоке" "Шехеразады" Н.А. Римского-Корсакова. В программе прозвучат два знаковых инструментальных номера из оперы Стравинского — "Китайский марш" и "Песнь соловья" — прекрасно иллюстрирующие сказанное.
В Европе 1920-е называли "безумными", "веселыми" и "ревущими". Помимо увлечения неслыханными скоростями, урбанистикой и техническим прогрессом продолжалось "освоение новых территорий". Европейское искусство заново открыло для себя Африку и Америку, продолжило осваивать Океанию. Суровая архаика ритуальных масок, древних скульптур и величественных храмов потрясала, но еще больше вдохновляли послевоенное поколение африканские ритмы, импровизации и чувственные гармонии блюза, экзотические инструменты первобытных цивилизаций. В концерте прозвучит один из поздних шедевров Мориса Равеля, "Мадагаскарские песни" (1925–1926), в которых мэтр французской музыки с изысканной точностью и лаконизмом передает колорит африканской фоносферы, насыщая музыкальную ткань полиладовостью, ритмическим богатством и необычными приемами звукоизвлечения. Младший современник Равеля, один из ярких представителей русского музыкального авангарда Владимир Дешевов прославился как певец революции и индустриализации, но одновременно с музыкальным конструктивизмом был искренне увлечен экзотикой далеких стран. В "Экзотической сюите" (1926), написанной на материале музыки к спектаклю "Сэди" (по рассказу С. Моэма), Дешевов, используя пентатонику, передает условно-восточный колорит пейзажа острова Самоа в медитативной созерцательной первой части, внезапно сменяющейся оргиастической пляской свадебного обряда.