18 марта в Рахманиновском зале консерватории Студия новой музыки представит концерт к 95-летию Дьёрдя Куртага. В программе, помимо сочинений Куртага, музыка Белы Бартока и Дьёрдя Лигети.
Три знаковых имени венгерской музыки XX века делят это столетие на две эпохи ровно пополам. Бела Барток — фигура номер один межвоенного периода, композитор, стоящий в одном ряду с Шёнбергом и Стравинским. Судьба Бартока трагична: как и многие в его поколении он был вынужден эмигрировать из Европы в США, где в 1945 году ушел из жизни, так и не дождавшись возвращения на родину.
Дьёрдь Лигети и Дьёрдь Куртаг почти ровесники, практически земляки (оба из Трансильвании), в конце 1940-х годов новоиспеченные студенты Будапештской академии музыки имени Листа. Мечта поступить в класс Бартока после войны оказалась для них несбыточной, но каждый из них, так или иначе, испытал на себе его влияние.
Сначала оно проявлялось довольно очевидно — в типичных чертах венгерского и румынского фольклора. Но по мере развития творческих индивидуальностей приобретало новые формы. Лигети, композитор-эмигрант, разрабатывал идеи западноевропейского послевоенного авангарда. Куртаг, как представитель страны восточного блока, не примкнул ни к одному творческому направлению, и влияние Бартока со временем перешло в область духовных сущностей — знак, символ, послание, метафора, аллюзия, метаморфоза.
Большую часть жизни Лигети провел в Германии и Австрии, после падения «железного занавеса» Куртаг живет во Франции. Но, несмотря на это, их творчество, вместе с творчеством Бартока, образует единую картину современной венгерской музыки.