В год своего 25-летнего юбилея ансамбль Студия новой музыки приглашает в путешествие по музыкальной карте Европы. Очередной концерт цикла представит музыку композиторов Германии – страны, которой удалось создать условия для реализации и творческого сотрудничества представителей самых разнообразных направлений современного искусства. Вместе мы пытаемся найти ответы на вопросы, волнующие сегодня музыкальную общественность стран, с которыми у ансамбля сложились особые партнерские и дружеские отношения.
Для широкой публики и даже для большинства музыкантов немецкая музыка - это всегда воплощение глубокого философского осмысления мира. Но немецкая музыка - это нередко также юмор, сатира и ирония! Достаточно вспомнить "Шутку" Баха, "Ярость по поводу утерянного гроша " Бетховена или "Трехгрошовую оперу " Вайля и мн.др. В нашем концерте мы хотим обнажить контрасты между серьезным и ироничным в современной немецкой музыке, поэтому в программе концерта – сочинения, представляющие противоположные эмоциональных полюсы.
Центральным событием концерта 18 апреля в Рахманиновском зале Московской консерватории станет премьера нового сочинения Йоханнеса Шельхорна, профессора композиции в Высшей школе музыки Фрайбурга. Произведение à Moscou написано по заказу ансамбля Студия новой музыки специально для этого концерта. Узнать историю создания сочинения и познакомиться с автором можно будет на творческой встрече с Йоханнесом Шельхорном, которая состоится 16 апреля в Конференц-зале консерватории.
Другая пьеса Шельхорна, которая будет исполнена в этот вечер – "Анаморфозы" – представляет собой жанр транскомпозици, в котором композитор обращается к материалу эпохи барокко. В этой пьесе музыка Баха подвергается радикально-авангардной обработке, которая парадоксальным образом сочетается с джазово-свинговой манерой изложения. А его обработка и оркестровка "Лунного Пьеро" Макса Ковальского ("Пьеро" не Шенберга, а его современника!) - блестящий образец ироничного отношения к музыке немецких кабаре начала XX века. Впрочем, Шенберг тоже будет представлен в программе своей необычно простой и веселой песней "Лунатик" из цикла «Песни кабаре», который впервые прозвучал в легендарном берлинском кабаре Überbrettl и положило начало работе Шенберга в качестве капельмейстера в Берлине.
В концерте прозвучит еще одно сочинение, написанное специально для Студии – Zum Beispiel: wogende Äste (2011) классика современной немецкой музыки Николауса А. Хубера, а также российская премьера довольно радикальной представительницей молодого поколения, которая реализует свои замыслы на грани собственно концертной ситуации, музыкального театра и медиаискусства – Сары Немцов (…beredtes Schweigen, 2005).
Музыканты Студии также исполнят трио temA (1968) Хельмута Лахенмана, чье творчество во многом определило пути развития современного искусства во всем мире.
Проект проводится при поддержке Гете-института в Москве.