Инструментальный концерт — форма интерактивного музицирования, сложившаяся еще в XVII веке, но не утратившая актуальности и в наши дни. Наоборот, с развитием виртуозности исполнителей задействование их технических возможностей стало еще более очевидным, отчасти даже индивидуальным — особенно в быстрых частях. Выявление выразительных свойств инструментов нашло отражение в стремлении к объединению солиста с ансамблем — их диалогу в медленных, лирических. Эти контрасты не только скрепляют форму концерта, но и создают ситуацию игры, вносят интригу.
Программа Il concerto dei concerti тоже своего рода состязание, игра. Кто победит, если каждый музыкант ансамбля Студия новой музыки — солист среди солистов? Программа вечера выстроена так, чтобы перспектива интерактивности присутствовала не только во взаимодействии музыкантов на сцене, но и в многообразии современных композиторских стилей.
Конечно, создавая сочинение в форме концерта, современные авторы, так или иначе, вступают в диалог с историей самого жанра или с наиболее яркими его образцами. Так, выбор валторны в качестве солирующего инструмента в сочинении Repercussions израильского композитора Дана Юхаса неизбежно вызывает ассоциации со знаменитыми валторновыми концертами Моцарта.
К Моцарту обращается и знаменитый швейцарский композитор Клаус Хубер — источником для его сочинения Intarsi стала фортепианная техника и образы последнего концерта великого классика. А для голландского композитора Мартайна Паддинга импульсом к созданию композиции Last Words стали личные качества музыканта-исполнителя.
Сочинение Колена Роша L’allumette Considérée основано на быте сегодняшнего дня и вдохновлено образом спички. А композиция Kya одного из самых загадочных композиторов и поэтов XX века Джачинто Шелси, напротив, устремлено в будущее — Шелси предвосхищает творческие поиски в области тембра как единственного основополагающего параметра.