Арнольд Шёнберг
Камерная симфония №1 (1906)
Николай Каретников
Камерная симфония №2 (1994)
Мировая премьера
Джон Кулидж Адамс
Камерная симфония (1992)
Программа:
Арнольд Шёнберг
Камерная симфония №1 (1906)
Николай Каретников
Камерная симфония №2 (1994)
Мировая премьера
Джон Кулидж Адамс
Камерная симфония (1992)
Исполнители:
Ансамбль Студия новой музыки
Дирижер — Сергей Акимов
В сезон 90-летия со дня рождения Николая Каретникова ансамбль Студия новой музыки и Фонд Николая Каретникова представят важное "пропущенное звено" истории новейшей музыки: мировую премьеру последней российской камерной симфонии ХХ века ― Камерную симфонию №2 Николая Каретникова (опус 32, 1994, посмертный). Последнее сочинение одного из крупнейших композиторов второго авангарда по замыслу "триконструкции" предстанет в контексте истории одного из жанров, определивших звуковой облик авангарда ХХ века ― камерной симфонии. Впервые в одной программе прозвучат три ключевых произведения трех основных его "ветвей" ― европейской, российской и американской. Эта музыка не звучала в нашей стране более 10 лет либо не звучала никогда.
Николай Каретников (1930-1994), один из лидеров советского послевоенного музыкального авангарда. Из всех композиторов-нонконформистов он наиболее последовательно продолжал диалог с нововенской школой в тот период, когда интерес многих его коллег сместился в сторону иных направлений музыкального авангарда. Вкупе с негласно существовавшим запретом на исполнение музыки его в позднем СССР это обусловило малоизученность творческого наследия Каретникова вплоть до недавнего времени. В своей Второй камерной симфонии композитор обратился к одному из главных жанров ХХ века, изобретенному Шёнбергом, ― камерной симфонии, в разработанной нововенской школой технике додекафонии ("двенадцати соотнесенных между собою тонов"), преданность которой он сохранил на всю жизнь. Расшифровкой окончания партитуры для премьеры занимался выдающийся дирижер и пропагандист новой музыки Игорь Блажков.
В основании "триконструкции" ― первое сочинение в этом жанре, созданное в первом десятилетии ХХ века: Камерная симфония №1 Арнольда Шёнберга (1906). Шёнберг полностью переосмыслил принципы камерно-оркестрового письма: пересмотрел состав оркестра на основе принципа тембрового равенства и объявил каждого исполнителя – не винтиком "оркестровой группы", а солистом. Две другие вершины "триконструкции" знаменуют творческую рецепцию жанра в России и в США в последнем десятилетии ХХ века. Камерная симфония №2 Николая Каретникова (1994), написанная им перед смертью, отражает далеко эволюционировавший поздний каретниковский сериализм, а получившая широкую известность Камерная симфония Джона К. Адамса (1992) представит американскую версию развития жанра в широко понимаемой минималистской манере.
"Триконструкцию" из трех камерных симфоний исполнит ансамбль Студия новой музыки. Дирижер — Сергей Акимов.
Со вступительным словом о Николае Каретникове выступит выдающийся историк кино, культуролог, основатель Музея Кино Наум Клейман.
Программа:
Лучано Берио
Beatles Songs (1965/1967)
Российская премьера
Фаусто Ромителли
Green, Yellow and Blue (2003)
Российская премьера
Сальваторе Шаррино
Introduzione all’oscuro (1981)
Клаудио Амброзини
De vulgari Eloquenza (1984)
Российская премьера
Лоренцо Ферреро
Glamorama spies (1999)
Российская премьера
Стефано Джервазони
Animato (1992)
Российская премьера
Исполнители:
Екатерина Кичигина, сопрано
Наталия Черкасова, фортепиано
Ансамбль Студия новой музыки
Дирижер — Заслуженный артист России Игорь Дронов
Комментарии к программе — Роберто Калабретто
Проект проходит при поддержке Итальянского института культуры в Москве и Фонда Уго и Ольги Леви
Знаменитый венецианский Фонд Уго и Ольги Леви, ведущий свое начало с середины XIX века, начинает долгосрочный совместный проект с ансамблем Студия новой музыки. Первый концерт пройдет 15 июня в Рахманиновском зале консерватории.
Фонд Леви обладает огромной коллекции рукописей, книг и партитур, находящихся в собственной библиотеке в легендарном Палаццо Джустиниани. В последние десятилетия сотрудники Фонда уделяют особое внимание музыке современных итальянских композиторов. Серия программ Студии представит наиболее интересные произведения из собрания Фонда.
Особенностью концерта 15 июня станет соседство довольно сложных произведений с сочинениями, которые относятся к популярным жанрам. Впервые в России прозвучат пьесы «De Vulgari Eloquenza» Клаудио Амброзини, Glamorama Spies Лоренцо Ферреро, Animato Стефано Джервазони. В программу включены также сочинения уже по-настоящему "культовых" композиторов — Сальваторе Шаррино и Фаусто Ромителли. Завершат программу обработки нескольких песен The Beatles, выполненные в квазибарочном стиле одним из столпов итальянского авангарда Лучано Берио.