Программа концерта Encode – это попытка исследования возможностей звука как носителя информации. В отличие от человеческой речи, музыка вряд ли может восприниматься как язык общения, хотя бы потому, что в ней отсутствует минимальная семантическая единица, с присущими ей имманентными смысловыми значениями. Именно поэтому в музыкальном искусстве невозможен перевод высказывания. При этом музыка, несомненно, обладает возможностью передачи информации. Эта возможность может быть локализована как в структуре, так и в отдельных элементах.
В программе концерта будут исполнены сочинения, в которых авторы обращаются к звуку в широком смысле, как к атому, который при определенных условиях способен генерировать все новые смысловые пространства. Эти условия заключаются собственно в композиции и работе со структурой сочинения, а также в сознательной редукции и отказе от детальной структурной работы.
Что такое музыкальный материал? Должен ли музыкальный материал по умолчанию обладать некими качествами, позволяющими ему развиваться в рамках музыкально-информативного поля? Существуют ли принципиальные различия между звуками, извлекаемыми на инструментах традиционным способом и шумами, получающимися в результате игры на кастрюлях, шлангах и вибраторах (Рикардо Эйзерик)? Какую роль в формировании информационного пространства играет текст, иногда потерявший изначальный смысл (Альфред Циммерлин) или элементы человеческой речи, инсталлированные в звучание инструментов (Аннетт Шмуки)?
Для иллюстрации этого исследования не случайно выбраны авторы, живущие и работающие в Швейцарии, ведь именно эта страна отличается исключительным коммуникативным многообразием. Помимо четырех государственных и множества других языков в Швейцарии уделяется большое внимание деталям, лежащих в основе как культурных, так и общественных и экономических процессов.
В концерте 8 сентября коммуникативная роль отводится музыкантам ансамбля Студия новой музыки, которым предстоит вести диалог не только со слушателем, но и с самими собой, иногда в буквальном смысле, сочетая исполнение на обычных инструментах с игрой на бытовых предметах, используя расширенные техники игры (Оскар Бьянки) и иллюстрируя почти импровизационную редукцию материала (Дэни Шулер).
Перед концертом музыковед и композитор Федор Софронов подробно расскажет о “правилах игры” программы и представит сочинения авторов.
Концерт проводится при поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia.
Текст - Сергей Чирков