А. Веберн
Вариации, соч. 27
Я. Ксенакис
Psappha
Б. Фернихоу
Coloratura
Ф. Софронов
Канон для скрипки соло
Й. Хауэр
Квинтет, соч. 26
Д. Хасаншин
«Из семи дней Творения»
Программа:
А. Веберн
Вариации, соч. 27
Я. Ксенакис
Psappha
Б. Фернихоу
Coloratura
Ф. Софронов
Канон для скрипки соло
Й. Хауэр
Квинтет, соч. 26
Д. Хасаншин
«Из семи дней Творения»
Исполнители:
Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
Ведущий — Фёдор Софронов
Ансамбль «Студия новой музыки» продолжает цикл «Время, пространство, число, жест». Управляющей моделью музыки в новом концерте является число: от фортепианных Вариаций Веберна до Psapphaдля ударных Ксенакиса.
Программа:
Артемий Резвых
Квинтет «Преломления 1» (refraction I, 2023)
Анри Дютийе
Соната для гобоя и фортепиано (1947)
1. Aria: Grave
2. Scherzo: Vif
Алексей Сысоев
Marsyas для флейты соло (2009)
Сол Гудмен
Трио для ударных инструментов
Настасья Хрущёва
Пять барочных стратегий для скрипки и фортепиано (2024)
Джачинто Шелси
Rucke di Gluk (1957) для флейты-пикколо и гобоя
Герман Галынин
Сонатная триада для фортепиано (1963)
Sonata I
Sonata II
Sonata III"
Исполнители:
Мария Корякина, флейта
Олеся Колотыгина, кларнет
Артемий Резвых, фортепиано
Арсений Ильягуев, альт
Наталья Цурко, контрабас
Елизавета Тананыкина, гобой
Мона Хаба, фортепиано
Егор Веселовский, ударные
Александр Ситюк, ударные
Ян Цзяюнь, ударные
Роман Викулов, скрипка
Александр Страхов, фортепиано
Василиса Богородская, фортепиано
Программа:
Франческо Б. Прателла
Соната для альта и фортепиано (1921)
Джозеф Холбрук
4 футуристических танца для фортепиано (1914)
Российская премьера
Александр Хубеев
Intonarumori для ансамбля (2011)
Антонио Руссоло
Колокола Сан-Марко для органа (1914)
Михаил Матюшин
Композиция в четвертях тона
для скрипки и фортепиано (1923)
Артур Лурье
Синтезы (1914, переложение для ансамбля Ф. Караева)
Александр Мосолов
Завод. Музыка машин
(1928, переложение для ансамбля)
Владимир Дешевов
Рельсы
(1926, переложение для ансамбля В.Сойфера)
Исполнители:
Мария Корякина, флейта
Елизавета Тананыкина, гобой
Никита Агафонов, кларнет
Игнат Красиков, кларнет
Максимилиан Катенин, фагот
Ренат Саитов, валторна
Марк Ревин, валторна
Николай Каменев, труба
Дмитрий Шаров, тромбон
Андрей Никитин, ударные
Андрей Винницкий, ударные
Наталия Черкасова, фортепиано
Мона Хаба, фортепиано, орган
Марина Катаржнова, скрипка
Екатерина Фомицкая, скрипка
Екатерина Маркова, альт
Михаил Пейсель, виолончель
Леонид Бакулин, контрабас
Дирижер – заслуженный артист России
Игорь Дронов
Чтец — Григорий Кротенко
Ведущий — Фёдор Софронов
Манифест есть форма инобытия искусства. Для чего художнику слова? Возможно, они необходимы в кризисные моменты, когда его интенция не может быть воспринята иначе. Первый манифест Нового времени принадлежит художнику-реалисту Гюставу Курбе (1855), который решительно порвал с академистами и считал, что «живопись может заключаться лишь в изображении реальных вещей». Антиакадемические тенденции повлияли и на образование новых групп: например, передвижников и «Могучей кучки» в России. Но подлинный расцвет манифеста пришелся на ХХ век — время глобальных общественных и культурных трансформаций. В начале столетия на место инструментальных звуков пришел шум, а романтическую эстетику сменила простота площадного искусства. Новые художественные формы несли с собой послевоенная пора, 1968 год и эпоха цифровой революции. Манифесты, сопровождавшие художественные новации, представляют особую область искусства ХХ века. Это попытка передать словами то, что может быть выражено только музыкальными средствами, это жест отчаяния, с одной стороны, и решимости — с другой.
Звуки индустриального мира вошли в музыкальное пространство, положив начало футуризму. В СССР его представителями были Артур Лурье, Михаил Матюшин, Александр Мосолов, Владимир Дешевов. В Италии — Франческо Прателла и Луиджи Руссоло, сконструировавший шумовые инструменты интонарумори и написавший знаменитый манифест «Искусство шумов». Каждый из них прокладывал свои пути к искусству будущего. Идеи того времени называли утопическими, но многие из них живы и сегодня. От футуристических экспериментов берут начало конкретная музыка, саунд-арт, нойз и поиски современных композиторов, как, например, в пьесе Александра Хубеева Intonarumori, которая также прозвучит в первой программе цикла.
Программа:
Микалоюс Чюрлёнис
Фуга h-moll для фортепиано, op. 34, VL 345
Стивен Райх
Violin Phase для 4-х скрипок
Антон фон Веберн
Вариации для фортепиано, op. 27
Николай Каретников
Квартет для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (Kleinenachtmusik), op. 22
София Губайдулина
«Точки, линии и зигзаги» для бас-кларнета и фортепиано
Исполнители:
Марина Рубинштейн — флейта
Игнат Красиков — кларнет
Наталия Черкасова — фортепиано
Марина Катаржнова — скрипка
Екатерина Фомицкая — скрипка
Роман Викулов — скрипка
Инна Зильберман — скрипка
Ольга Галочкина — виолончель
Точки, линии и зигзаги — слагаемые, из которых состоит «словарь» мира искусства Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко. Причудливое сочетание таких плюралистичных компонентов художественного языка этих двух мастеров, как пуантилизм, экспрессия, схематизм и лаконичность, вдохновило нас на создание концертной программы, приглашающей к звуковому путешествию — диалогу с их уникальным наследием.
Программа:
Фильм-детектив
Песни Фраги
Ноктюрны
Композиция 1
***
Граффити
Раффлезия
Зеркало Авиценны
Исполнители:
Ансамбль солистов "Студия новой музыки"
Солисты:
Дмитрий ГОЛЯКОВ (баритон)
Мона ХАБА (форетпиано)
Наталия ЧЕРКАСОВА (ФОРТЕПИАНО)
Дирижер — заслуженный артист РФ Игорь ДРОНОВ
Вступительное слоао — доктор искусствоведения Рауф ФАХРАДОВ